Показательный случай, как несколько человек, оказавшись не в то время, не в том месте, сделали не то, чем вызвали сколько нелепую, столько и ужасную катастрофу.
#однако@histvoendok #Этот_день_в_истории@histvoendok #Габсбурги_vs_Османы@histvoendok
228 лет назад, 17 сентября 1788 года, состоялась битва одной армии - #Битва_при_Карансебеше
В 1787 году началась очередная Русско-турецкая война (https://vk.com/wall-18181383_209337). В этой войне по инициативе императора Иосифа II - друга и единомышленника Екатерины II - Австрия решила поддержать Россию. В январе 1788 года император объявил войну Турции.
Для крупного похода на юг Иосиф II собрал 100-тысячную армию из представителей многих национальностей своей обширной империи - помимо немцев из Священной Римской империи в его войске были венгры, хорваты, сербы, итальянцы, румыны и прочие.
Армия под началом самого императора выступила в принадлежавший туркам Банат (область севернее Дуная, ныне поделена Румынией, Сербией и Венгрией).
Против австрийского войска выдвинулась 125-тысячная турецкая армия под командованием великого визиря Коджи Юсуф-паши. Стороны искали генерального сражения: австрийцы - чтобы развязать себе руки на Балканах, турки - чтобы задействовать высвободившиеся войска против русских.
Австрийская армия остановилась у банатского городка Карансебеш. К тому времени она ужалась на треть - свирепствовала эпидемия малярии, самому императору нездоровилось, поэтому он большую часть времени проводил, отлёживаясь в своей палатке.
Вечером 17 сентября 1788 года передовой отряд австрийской армии переправился через реку Тимиш. Первыми шли гусары. На том берегу они встретили цыган, торговавших шнапсом, купили несколько бочонков, тут же принялись их поглощать.
Следом за гусарами переправились австрийские пехотинцы. То ли у них не оказалось денег, то ли гусары выкупили все бочонки, то ли цыгане уже ушли, но пехотинцам шнапса не хватило, они стали просить гусар поделиться купленным. Гусары отказались - со всеми делиться, так никакого шнапса не напасёшься.
Завязалась драка уже пьяных гусар и трезвых, но решительных пехотинцев. В ходе драки один гусар (назовём его Умник 1) нарочно или из-за несоблюдения техники безопасности выстрелил в пехотинца. Дело дошло до крови - участники драки за шнапс после выстрела взялись за оружие, появились первые убитые. Некоторые участники этой стычки побежали обратно к реке: или решили, что шнапс не стоит того, чтобы быть убитым своим же братом по оружию, или отправились за помощью, чтобы, крикнув классическое "Наших бьют!", привести ещё гусар и пехотинцев против покусившихся на чужое/отказавшихся делиться.
Дело шло к ночи.
Солдаты у реки стали свидетелями такой картины: из темноты к ним со всех ног мчались их собратья, некоторые были ранены. Кто-то из бегущих (назовём его Умник 2) или с целью пошутить, или с целью напугать крикнул: "Турки!". Шутки никто не оценил, а вот испугались многие. Солдаты бросились к мосту, к лагерю на том берегу Тимиша. Мост не выдержал, рухнул.
Паника передалась в лагерь. Австрийские офицеры пытались остановить бегущих солдат, кричали "Halt!" ("Стой!"), однако плохо знающим немецкий (а таких было немало) послышалось "Allah!" ("Аллах!") - боевой клич турок. Поскольку было уже темно, солдаты приняли своих мечущихся товарищей за турок, которые вовсю орудуют в их лагере. Кто-то бежал, а кто-то оказывал "туркам" сопротивление.
В ходе сражения австрийцев с австрийцами кто-то (назовём его Умник 3, или было их несколько) открыл или разбил ограждение загона, где держались лошади. Животные бросились врассыпную, добавляя хаоса в то ночное действо.
Разбуженный шумом император Иосиф II пытался как-то разобраться, что происходит, организовать своих бойцов, но кто такой император для паникующих? Иосифа II в потасовке сбросили с седла, его адъютант вообще погиб под копытами сбежавших лошадей. Чтобы не быть похороненным под человеческими и конскими трупами, император (и без того болевший) был вынужден прыгнуть в реку и спасаться от паникующей, дерущейся по принципу "все против всех" толпы по воде Тимиша.
В самом лагере тем временем командир корпуса (назовём его Умник 4), услышав топот копыт, принял его за турецкую кавалерийскую атаку и приказал артиллерии открыть огонь, на головы австрийцам посыпались снаряды собственных орудий.
К утру от армии ничего не осталось - кто разбежался, кто утонул в Тимише, а на месте лагеря лежали тысячи человеческих и конских тел.
В сражении при Карансебеше австрийская армия потеряла 10 тысяч убитыми и ранеными. Судьба последних тоже была незавидна - их никто не забирал, а когда через 2 дня под Карансебеш прибыла турецкая армия Коджи Юсуф-паши, великий визирь дал приказ своим солдатам о выдаче 10 дукатов за каждую голову врага.
Хотя потом Австрия ещё 3 года продолжала войну и даже одерживала победы (правда, закончилось всё почти что сохранением статуса-кво), это побоище без турецкого вмешательства оставило тяжёлый отпечаток.
Также битва является прекрасной иллюстрацией, как несколько Умников, жадных до выпивки солдат при общей неорганизованности способны повернуть историю и загубить тысячи человек.